суббота, 26 апреля 2014 г.

Светлый праздник

24 апреля учащиеся нашей воскресной школы приняли участие в епархиальном фестивале детского творчества «Светлый Праздник», который проходил в г. Шуя.


В совместном выступлении Гаврилова Татьяна и Сошникова Татьяна прочитали стихотворение 
" Христос Воскрес!" К. Роше:


Христос воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он - весь смиренье, весь - любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел - искупитель!
Христос воскрес! Он людям дал
Завет святого всепрощенья,
Он падшим милость даровал
И за святые убежденья
Велел страдать, как сам страдал!
Христос воскрес! Он возвестил,
Что на земле все люди - братья,
Он мир любовью обновил,
Он на кресте врагов простил,
И нам открыл свои объятья!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье ангелов с небес,
Рассеют злобу, скорби, муки!
Соединим все братски руки,
Обнимем всех! Христос воскрес! 

Девочки за участие в концерте получили грамоты из рук Преосвященнейшего Владыки Никона.



Также все участники получили пасхальные подарки. 



В детских сердцах надолго останется теплая атмосфера Пасхального праздника.

С любовью о воскресшем Господе, 
игумения Силуана с сестрами

воскресенье, 20 апреля 2014 г.


Дорогие братья и сестры!
Ныне вся исполнишася света - небо  и земля, 
и преисподняя!
Христос Воскресе!

Хотим поприветствовать вас словами пасхальной проповеди батюшки архимандрита Иоанна Крестьянкина:

Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру.
Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!»
Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения - праздников праздник и торжество из торжеств!
Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь.
Пасхальное Богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома.
Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. «Блажен, кто от первого часа делал есть», - это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.
Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, - и дела приемлет и намерения целует».
Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь.
Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл.
Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.
Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.
А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова.
И неудивительно. Воскресение Христа - это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.
Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа - это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни.
Если бы Христос не воскрес, - говорит апостол Павел, - то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша. Но Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество!
Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопение и сами принимаем участие в этом пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: «Освяти их истиною Твоею... чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 17.13).
И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства.
При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова: «...Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14, 19), «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11).
Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.
Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним».
«Пасха, двери райские нам отверзающая», - поем мы в Пасхальном каноне.
Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная - это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.
Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства - Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и потому так ликующе-радостно пасхальное Богослужение нашей Православной Церкви.
Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой четыредесятницы. И естественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца.
Глубочайший смысл Воскресения Христова в вечной жизни, которую Он даровал всем Своим последователям. И вот уже почти 2000 лет Его последователи неколебимо верят не только в то, что Христос воскрес, но и в свое грядущее воскресение для вечной жизни.
Во время Своей земной жизни Христос Спаситель много раз говорил о Себе как носителе жизни и воскресения. Но тогда эти слова Божественного Учителя были непонятны не только народу, слушавшему Его, но и Его ученикам и апостолам.
Смысл этих слов стал понятен только после Воскресения Христа. Только тогда и апостолы, и ученики Его поняли, что Он, действительно, Владыка жизни и Победитель смерти. И пошли они с проповедью по всему миру.

Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: «Христос воскресе!» - и будем так приветствовать в течение 40 дней, до дня Вознесения Господня.
Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем безсмертии.
Христос есть Жизнь!
Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него.

Христос воскрес! - и да возрадуется душа наша о Господе.

Христос воскрес! - и исчезает страх перед смертью.

Христос воскрес! - и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед на Ним воскреснем и мы.

Праздновать Пасху - это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова.
Праздновать Пасху - это значит стать новым человеком.
Праздновать Пасху - это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его - дар воскресения и любви.
И мы с вами в эти дни ликуем и радостно празднуем, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной любви.

Христос воскрес!!!

Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради. И Он войдет, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную.
Праздновать Пасху - это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю!

источник :http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/sermon/easter/59

с любовью о Господе, игумения Силуана с сестрами

воскресенье, 13 апреля 2014 г.



Дорогие о Господе братья и сестры!
Сердечно поздравляем  вас с праздником Входа Господня во Иерусалим!

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него,
как написано: «Не бойся, дщерь Сионова!
 се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле»
 (Ин. 12: 14–15). 
Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
 Архимандрит Клеопа (Илие)

Возлюбленные верующие! 
      Читая Священное и Божественное Писание Ветхого и Нового Завета, мы узнаём, что все пророчества, изреченные о Спасе нашем Иисусе Христе, пришедшем в исполнение времен к роду человеческому, свершились, к великому удивлению, в свое время. Так, мы видим, что святые пророки по откровению от Духа Святого за тысячи лет предсказали, что Иисус Христос родится по плоти от семени Девы (см.: Быт. 3: 15), что Он родится от колена Авраамова (см.: Быт. 22: 17–18) и будет из рода Давидова по плоти (см.: Ис. 9: 7). 
   Также о дне сегодняшнего великого, пресветлого праздника Входа Господня в Иерусалим, мы видим, исполняется пророчество святого пророка Захарии, который сказал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9). 
    Но, братья мои, что символизирует молодой осел, о котором Захария сказал так ясно, а Господь, сев на него, исполнил его пророчество? Молодой осел, как и любой жеребенок, дик и с трудом поддается укрощению, а как осел он нечист, ибо его даже не принимали в дар Богу по закону, но заменяли[1]. Нечистыми были все народы земные из-за своего неверия, дикости и неукротимости, потому что были лишены законов Божиих. 
   Сидение Иисуса Христа на молодом осле означает воздыхание народов к Нему; и посмотрите: апостолы привели к Иисусу осленка, как говорит божественный Лука, и, накинув на него свои одежды, посадили на него Иисуса[2]. Одежды, постилаемые по дороге, были символом и образом того, как апостолы, распространив проповедь Евангелия на язычников, привели их и покорили Христу, Который исполнил их Своих даров Божественных. Затем Божественное Евангелие говорит: «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин. 12: 16). 
   Жители Вифании вместе с иерусалимлянами, услышав, что Спаситель совершил великое и преславное чудо воскрешения Лазаря четверодневного одним лишь воззванием: «Лазаре, гряди вон!», – вышли ко Господу с великим благоговением и удивлением и встретили Его с пальмовыми ветвями. Но с таким ли благоговением и верой приняли Спасителя архиереи, фарисеи и книжники? Нет. Они были исполнены зависти и ненависти к Спасителю и, услышав о преславном чуде воскрешения Лазаря, не только не поверили этому, но и поспешили принять все меры для того, чтобы убить Иисуса. Ибо, собрав синедрион, они говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» (Ин. 11: 47–48). 
     Вы видите, братья мои, сколько ослепления и злобы было в уме и сердце книжников, архиереев и фарисеев против Иисуса? Какая громадная разница была между народом и его духовными руководителями! Народ с таким благоговением и почтением принимал Спасителя. Однако и многие иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него (см.: Ин. 11: 45). А архиереи и фарисеи, ослепленные ненавистью, злобой и неверием, не только не уверовали в Него, но и спешно готовили план Его убийства. 
   Как прав был Спаситель, когда обличал этих книжников и фарисеев и говорил им: «безумные и слепые!» (Мф. 23: 17). Сколько духовной слепоты и сколько ненависти и зависти было в уме и сердце этих духовных руководителей израильского народа! Вместо того чтобы поверить в преславное чудо воскрешения Лазаря и воздать хвалу Иисусу Христу, они, послушай, что говорят: «Что нам делать, ибо этот Человек много чудес творит?» (Ин. 11: 47). 
     Посмотри, какое безумие, посмотри, какое ослепление из-за зависти и ненависти! Об этом ослеплении и окаменении фарисеев, архиереев и книжников пророчествовал великий пророк Исаия, говоря: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10). 
   Возлюбленные верующие! Причиной окаменения и ослепления души архиереев и фарисеев были ненависть и зависть, которые они испытывали к Спасителю. Потому они и искали разные поводы к тому, чтобы погубить Его. И вот я счел нужным поговорить о проклятой причине зависти – не нашими словами, а от святых отцов. Послушайте, что говорит святой Василий Великий о зависти: «Если гордящийся подпадает осуждению диавольскому, то как избежит завистник мучения, уготованного диаволу?» «Благ Бог и Податель благ для достойных. Один только диавол зол и изобретатель всяческого зла. И как у Благого отсутствует зависть, так она имеется у диавола. Будем же хранить себя, братия, от страсти зависти, чтобы не делаться сообщниками дел диавола и сопротивника и не оказаться осужденными на такую же муку вместе с ним. Ибо если гордящийся подпадает осуждению диавольскому[3], то как избежит завистник мучения, уготованного диаволу? Ведь нет другой более губительной страсти в сердцах людей, которая так мало огорчала бы внешних, а для того, кто ее имеет, была бы первым и ближайшим злом. 
  Ибо как ржавчина разъедает железо, так зависть съедает душу имеющего ее. Как ехидна, чтобы родиться, прогрызает чрево, носящее ее, так и зависть имеет силу разъедать душу, носящую ее. Поскольку зависть есть скорбь о благополучии ближнего, то скорби и печали никогда не оскудевают у завистливого человека. Уродила ли нива ближнего его, полон ли дом его всем жизненно необходимым, не лишен ли он радости – всё это служит пищей для боли и умножает страдания завистливого. Поэтому он ничем не отличается от человека нагого, которому всё причиняет раны. Храбр ли кто-нибудь? Здоров ли? Это ранит завистливого. Другой красивее его лицом – еще одна рана завистнику. Кто-то превосходит других душевными дарами, и за мудрость и силу слова на него смотрят и соревнуют ему; другой богат, много подаяний раздает нищим и его хвалят те, кто принимает от него благодеяния, – это всё удары и раны, проникающие в самое сердце завистливого. И что хуже всего в этой страсти – это то, что он и сказать о ней не может, но потупил взор свой и унывает, терзается, ропщет и погубляет себя этим злом. И когда напомнят ему об этой страсти, он стыдится открыть свою беду, сказать, что завидует, и огорчается, и мучается из-за доброты друга и веселья брата и не может стерпеть благополучия и довольства ближнего. Итак, не желая открыть свою страсть, он держит болезнь свою глубоко, и она грызет и съедает его внутренности. Более того, ни врача для этой болезни, ни какого-нибудь целебного врачевства он найти не может, хотя Писания и полны средств от нее»[4]. 
    Послушаем и святителя Иоанна Златоуста, говорящего о зависти: «Нет иного более лютого греха, который так отдалял бы человека от Бога и других людей, чем зависть, то есть недоброжелательство. Эта лютая болезнь хуже сребролюбия. Потому что сребролюбец радуется, когда получает деньги, а завистливый и недоброжелатель радуется, когда другой страдает, терпит убытки, лишается вознаграждения, и считает своим приобретением неудачи и лишения другого.
     Итак, какая же страсть хуже этой? Ибо свое зло он не исследует, а из-за блага другого изводится и лишает себя рая. Да и в этом мире завистливый не видит никакого блага. Ибо как червь выгрызает дерево и моль съедает шерсть, так и зависть полностью разъедает душу и кости человека завистливого и недоброжелательного. Ибо эти страсти хуже зверей, которые из-за пищи или по природе своей устремляются на гнев, а завистливые и недоброжелательные люди, даже когда кто-нибудь делает им добро, чувствуют себя, словно он ущемил их, и остаются, подобно демонам, немилосердными и лютыми врагами. Завистливые и недоброжелательные избегают собрания и естественного собеседования и даже спасения своего не желают. Потому что зависть не умеет почитать того, что полезно. Таковые всегда исполнены смятения и уныния, и души их отправляются в ад. Ибо нет греха хуже, чем недоброжелательность и зависть»[5]. 
 Возлюбленные верующие! Сегодня Вербное воскресенье, когда Спаситель наш Иисус Христос входит, как Царь, в Иерусалим, чтобы добровольно предать Себя на страдания и смерть за нас, грешных. Вы слышали в Святом Евангелии, с какой радостью сопровождало Его множество народа и с какой ненавистью и завистью смотрели на Него книжники и архиереи иудейские. 
   Сегодня завершается Великий пост и начинается Великая седмица святых и спасительных страстей. Кто из вас был усерднее, те, думаю, уже исповедались и причастились Тела и Крови Христовых. А кто еще не очистился от грехов посредством исповеди и Святого Причастия, у вас остается всего несколько дней до Святой Пасхи. Не откладывайте же больше, но бегите к священнику, ибо мы не можем радоваться Воскресению Господа неочищенными и полными грехов. Не оставляйте всё на последние дни, потому что на этой неделе священники очень заняты. Как мы можем спать или не быть в церкви, когда Христос бодрствует и молится о всем мире? Как мы можем спать или не быть в церкви, когда Христос бодрствует и молится о всем мире? Как мы можем смеяться или пить, когда Сын Божий предан в руки неверующих богохульников и убийц? Как мы можем есть теперь, когда Господь жизни постится и воздыхает за нас? Как нам отсутствовать в церкви теперь, когда Христос предан собственным учеником и продан иудеям, чтобы быть осужденным и распятым? 
    Будем же идти эту неделю вслед за Христом, Крестным путем, который для нас является путем жизни, прощения и спасения. Без этого пути никто из людей спастись не может. 
   Вот, сегодня Христос торжественно входит в Иерусалим в сопровождении множества людей с финиковыми ветвями в руках. Встретим и мы Христа вербой добрых дел. Христос проклинает бесплодную смоковницу, и она высыхает. Побоимся же и мы, ведь мы на земле, как бесплодные деревья, лишены многих духовных благ. 
   Христос позволяет жене-грешнице омыть Ему ноги. Приблизимся же и мы ко Господу и слезами покаяния омоем Ему ноги и поцелуем их. 
    Христос продан Иудой за 30 сребреников. Упаси нас Бог также продать Господа за деньги, почести или из страха. 
   Христос омывает ноги ученикам на Тайной вечере, чтобы научить смирению нас всех. 
  Христос Спаситель наш совершает первую Святую Литургию на Тайной вечере, кладет основание, таким образом, литургической жертве и причащает учеников прежде Своих страданий. Будем же ценить церковную жизнь, будем часто ходить на Святую Литургию и с благоговением и приготовлением приступать к Святому Причастию, особенно в великие христианские праздники. Только когда Иуда предатель причастился, вошел в него сатана[6], ибо он недостойно принял Тело и Кровь Господню. То же самое будет и с теми, кто причащается с неверием и большими грехами на душе. Горе тем, кто валяется в тяжелых грехах и даже в святые посты не кается и не примиряется со Спасителем. 
    Вот, наступает Великая Пятница! Сын Божий распят между двух разбойников ради нашего спасения. Пойдем же вместе со святыми женами-мироносицами, будем плакать по Иисусу Христу, а более всего оплачем грехи наши возле Его Креста. 
    Христос предает дух Свой и затем полагается в гроб. Станем же на колени с великой верой у гроба Господня, окадим его, помолимся и испросим друг у друга прощения, примиримся друг с другом и в священную ночь Святой Пасхи будем ждать таинственного мгновения Воскресения Господа и нашего воскресения. 
  Если будем делать так, то возрадуемся все свету Воскресения Спасителя и сможем воспеть ангельскую песнь победы над смертью и адом. Аминь.

______________________
[1] «Отделяй Господу всё мужеского пола, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, посвящай Господу, а всякого из ослов, разверзающего утробу, заменяй агнцем» (Исх. 13: 13). 
[2] См.: Лк. 19: 35. 
[3] См.: 1 Тим. 3: 6. 
[4] Ср.: Василий Великий, святитель. Беседа 11. О зависти // Василий Великий, святитель. Творения. Т. 1. М., 2008. С. 964–965. 
[5] Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Слово 17. О зависти // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. М., 2004. С. 605–606. [6] Ин. 13: 27.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/69875.htm
© Православие.Ru

С любовью о Господе, игумения Силуана с сестрами

понедельник, 7 апреля 2014 г.




Дорогие о Господе братья и сестры!
Сердечно поздравляем вас с праздником Благовещения Пресвятой богородицы!
Днесь Спасения нашего главизна!

СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ 
Протоиерей Сергий Правдолюбов 
     Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — один из самых великих, самых радостных, самых особенных и необычных праздников.
      Сначала я хотел сказать о самом простом. Вот, в народе говорят: «на Благовещение птица гнезда не вьет». Откуда такое представление у народа? Да, потому что этот праздник настолько велик, что в этот день даже птица не занимается своими обычными делами, а празднует и не участвует в обычной, можно сказать, тяжелой и трудной жизни — в постройке гнезда и прочего. Так говорили в Рязанской области. В Калуге говорят по-другому: «Птица гнезда не завивает, а девица косу не заплетает». Странные слова... Имеется в виду, наверное, что не начинают делать какое-то дело, а хранят именно празднование. И слово «праздник» — от того, чтобы быть праздным, а не устраивать уборку или тяжелую работу в этот день. Чтобы быть праздным ради великого праздника. 
    Однажды спросили одну пожилую женщину: «Скажите, а почему же птицы не празднуют? Ведь вон они: летают, носят свои веточки?» А женщина ответила: «Это, наверное, безбожники птиц заразили, и они поэтому и работают, с праздником не считаются!» 
    Был такой случай в нашем поселке. На Благовещение одна женщина взяла и поклеила обои. Ей говорили: «Что ты делаешь? На Благовещение надо быть в храме и никаких обоев клеить никак нельзя!» Она не послушалась. А через два дня у нее вдруг случился в доме пожар, все обои и обгорели! Дом остался цел, пожарная машина быстро приехала, но все-все обои, что были приклеены на Благовещение, сгорели и дымом закоптили все вокруг. Это тоже некий урок: нужно знать время труду, работе, уборке и, конечно, великим праздникам. 
       Этот день исполнен света! Это день близко к нам пришедшего солнца. Это весна: вокруг все сияет и радуется! Я помню, как однажды, когда мне было десять лет, я вышел из дома (а мы жили в церковной сторожке прямо около храма) и увидал, как лошади, на которых приехали из деревень, стоят около храма, сено жуют. Овес на морды в мешке навешен, они его едят. И я посмотрел вокруг себя — как будто я в девятнадцатом веке! Как будто не в наше время! 
     Вот такое непрерывное, цельное единство времени, как было при моих дедах и прадедах, так и я вдруг ощутил, что эти последние 50–70 лет — их так мало! А наше старинное, древнее, православное, идущее от Самого Господа Иисуса Христа состояние — оно вечно, оно дивно и прекрасно! 
      В этот день громко поют птицы. В Москве птиц не слышно, а в деревнях — там вокруг лес – этот праздник очень большой и радостный. 
      Это праздник звука не одних только птиц, но и колоколов. Потому что колокол очень часто назывался «Благовестник». И на колоколах почти всегда писались праздничные, благовещенские слова: «Благовествуй, земле, радость велию, творите Небеса Божию славу!» И поэтому колокольный звон в этот день особенно торжественный, особенно радостный, особенно звучащий и веселящий души людей и прославляющий Бога. 
       В этот день обычно отпускают птиц, как у нас в Москве принято. У меня в детстве никто никого не отпускал, и у меня никаких воспоминаний нет по этому, такому замечательному, обычаю. А вот в Москве так было, видимо, издавна принято. Птиц отпускали на свободу, потому что уже тепло, и они могут уже не замерзнуть, могут приспособиться к тому, чтобы дожить до лета и летать на свободе. Это первые радостные звуки — и птиц, и колоколов. А у нас, недалеко от Оки, в городе Касимове, — еще и первые звуки пароходов, трезвучия такие — минорные, красивые: первый раз протопили котел и пробуют, как звук звучит. И колокольный звон, и пароходные гудки, и птицы — это все и есть то, что вспоминается мне вокруг Благовещения... 
*** 
    В круге богослужений Благовещение занимает особое положение. Это праздник, который никогда не переносится, с каким бы днем он не совпадал! Какой бы ни был «неподходящий» день, который ну никак нельзя соединить вместе с Благовещением — и все равно он соединяется! Даже в Великую Пятницу служится Литургия Иоанна Златоуста! В Великую Субботу, с выносом плащаницы — все равно Благовещение вместе участвует! А в 1991 году Праздник Благовещения совпал с Пасхой и назывался «Кириопасха» (господствующая Пасха), особенная Пасха, вместе с Благовещением!
     А почему никогда не переносится? Да потому что это — особый Праздник, и вовсе не Одной только Пресвятой Богородицы: это Праздник начала нашего спасения, «главизна нашего спасения». 
     Это Праздник Воплощения Господа Иисуса Христа. 
     Как замечательно сказано у святителя Андрея Критского: «От Отца безлетно Сына в лето родила Еси, Пречистая...». «От Отца безлетно» — то есть от Отца, вне времени Пребывающего! Во время родила, то есть, в пространство земли и времени вошел Превечный и выше всего Пребывающий Бог! Сына во времени родила еси, Пречистая. И вот, это время нельзя перенести. Почему нельзя? Вот такое соотношение вечности и времени просто поражает, это трудно осознать! Но, тем не менее, это так. 
   Почему Благовещение празднуется 25 марта по старому стилю, т.е. 7 апреля по новому? Да потому, что 25 марта / 7 апреля — это ровно за девять месяцев до Рождества Христова, которое празднуется 25 января / 7 января. Ровно девять месяцев («Сына во времени родила Еси, Пречистая»). То есть Господь подчинился законам земного бытия. И Он же сотворил весь женский род и даровал возможность рождения детей, которые девять месяцев в утробе пребывают. Поэтому этот день и не переносится. 
    Само название праздника Благовещание («Евангелисмос», по-гречески) — от слова «Евангелие». Евангелие — ведь тоже «благовестие», Радостная Весть. Поэтому Евангелие и «Евангелисмос» (то есть Благовещение) — родные. Евангелие — это как раз и есть Благовещение, которое было потом развернуто описано в Евангелии: до Воскресения Господа Иисуса Христа и Вознесения Его на небо. И в самом центре каждого православного храма имеется в восточной части алтарь, а к нему ведут царские врата, в которые входит Царь Славы, Господь Сил. А на царских вратах имеется икона, обычно двойная: с левой стороны от нас — архангел Гавриил, а с правой — Пресвятая Богородица). В центре врат — икона Благовещения, а по краям — четыре Евангелиста, которые благовествуют о пришествии в мир Спасителя и Бога нашего.
 *** 
      Хотелось бы сказать о событии праздника. Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы его плохо воспринимаем — не так ярко, сильно, во всей полноте переживания, как следовало бы! Это просто свойственно человеческому уму: мы привыкаем. 
   У нас возникает некоторая будничность, привычка к тому, к чему вообще-то привыкать нельзя. Однажды маленькая девочка у нас в церкви на Пасху (не в самый ее первый день), когда батюшка сказал ей: «Христос Воскресе!», ответила: «Да, конечно!» А почему она так сказала? Потому что уже привыкла. Для нее уже нет такой остроты восприятия, как в первый день Пасхи: «Да, конечно!» И вот, эти слова маленького ребенка нам тоже близки: мы также привыкаем к таким вещам, которые трудно осознать! Мы начинаем буднично воспринимать то, что сказано о событии Благовещения. В моем домашнем Евангелии это 22 строки: кратко, сжато — лаконичнее не бывает. Однако есть церковные песнопения, которые рассказывают подробно и ярко о том, что происходит в этот день во всем мире, в космосе, в храме и во всей Вселенной, — что такое Благовещение. 
      Самое главное в службе — и в вечерней, и на утренней Божественной Литургии — это Евангельское чтение. На всенощной у нас читается Богородичное Евангелие от Луки, а в самый день Праздника Евангелие рассказывает уже о событии Благовещения.
     Я много — 11 лет — служил диаконом в Николо-Хамовническом храме, и для меня было такой радостью читать за Божественной Литургией слова Евангелия! Это была вершина диаконского служения! Чтение этих слов было для меня радостью, моей, можно сказать, минимальной проповедью. Душа горела, хотелось сказать, а делать этого было нельзя — ведь я был только диаконом. Я внимательно воспринимал Евангелие и переживал его всей душой эти 11 лет. И однажды мне пришла в голову мысль: как странно читаются Евангелия на Благовещение! Как-то не совсем понятно. Ведь что происходит? Вечером, под Благовещение, выходит диакон, открывает Евангелие перед предстоятелем, и тот читает Богородичное Евангелие, которое начинается такими словами: «Во дни оны восставше Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов...» И дальше рассказывается о том, как Пресвятая Богородица, Богоотроковица Мария, путешествовала к своей родственнице Елизавете, и что с Ней произошло. Какие были события, какие интереснейшие слова были сказаны. А в самый день Благовещения читается Евангелие, которое рассказывает о Благовещении, которое было до этого путешествия Пресвятой Богородицы. Получается странная вещь: нет хронологической последовательности, нет этой европейской причинно-следственной связи. Почему же всё читается наоборот? Вечером — то, что было после Благовещения, а уж потом, в самый день Благовещения — собственно событие Праздника. 
      Не раз я даже представлял себе протест прихожан или молодых батюшек по этому поводу: надо обязательно поменять эти отрывки местами, чтобы была выдержана правильная последовательность! А если не получится, то на Всенощной читать Евангелие, допустим, о Захарии и Елизавете, а потом уже о Благовещении... Вы знаете, такие рассуждения встречаются у многих людей. У вчерашних студентов, у молодых батюшек они тоже бывают: «Давайте поменяем! Давайте возьмем и исправим эту “несуразность”! Нет здесь логической связи, давайте переделаем!» Звонят по телефону: «Давайте, давайте! Надо поднять вопрос и сделать так, чтобы было понятно: что сначала, а что потом!» 
   Ох, отцы мои и братья! Или, перефразируя владыку Антония, братья мои священники! Надо несколько (десять и больше) лет прослужить в храме и внимательно обращать внимание на кажущиеся несоответствия. Там, где парадоксальность, там, где необычно — там и есть зерно для размышления: а почему так? Что же, древние были хуже нас? Что же, они были недоразвиты? А ведь там были преподобные Отцы! Святители боговдохновенные! Образованнейшие люди! У них хватало образования для того, чтобы понять, что было до, а что после! Здесь как раз кроется урок: чтобы мы не относились линейно, по-европейски, к таким вещам, а смотрели глубже — внутрь, по-восточному. Ибо восточное Православие — это колоссальная глубина. Надо искать ответа не в западно-европейской причинно-следственной связи, а глубже: как это? Почему так задумано? И для этого, конечно, надо обратиться к содержанию Евангелия.
 *** 
    Скажу тут несколько слов о Назарете... В 1997 году, когда мы путешествовали в Иерусалим, нас прямо с самолета посадили на автобус, очень долго куда-то везли, не покормили, не дали отдохнуть. Везли и везли... Нам страшно хотелось есть, было непонятно, зачем нас так долго куда-то везут, ведь по программе надо было вначале приехать в Иерусалим, а уже оттуда ездить по городам. Но что-то не получилось — не было гостиницы, и нас — к великому нашему счастью — привезли в Назарет, подвели к храму и сказали: «Заходите, пожалуйста, побудьте пока там!» А мы голодные, сердитые... 
     Зашли мы в храм, но не в православный, а в западный, католический — что делать, мы же не знали, куда идти! Встали и стоим напротив престола — там, куда обычно никого не пускают. Смотрю через загородку, а на престоле надпись: 
«Verbum caro hic factum est», что значит: «Здесь Слово стало плотью»!


             Дух захватило сразу! Меня вдохновила не латинская надпись, не замечательные, звучные эти слова. Вдохновило другое. Мы были уставшие и измученные, у нас не было никаких эмоций, мы просто хотели есть. И вдруг — пришла такая волна благодати и радости! Такая Богородичная, «приветствующая» всех нас ласковая сила! Мы враз забыли о том, что голодны, забыли про все. Просто до слез: мы стоим на месте Благовещения! И переполнились (даже молитву-то не успели сотворить) благодатью этого места. Здесь Слово стало плотью! 
*** 
         А теперь вернемся к тому, о чем говорится в Евангелии. Открываем Евангельское повествование и читаем: «В месяц же шестой послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет...» Что это за «месяц шестой»? От основания Рима или, может быть, от Олимпийских игр? Какова историческая привязка этого события? В какой «шестой» месяц? В месяц шестой — Елисаветы! Той самой бездетной, страдающей всю жизнь от бездетности Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, которая зачала в старости своей и, как о ней говорится, таилась «месяцев пять». Почему таилась? Потому что, будучи старой, не хотела об этом прежде времени кому-либо говорить! Это же радость какая: она родит младенца! И таилась она пять месяцев в этой молчаливой радости у себя, в Горней стране. Горняя страна — это возвышенности с горами, сейчас там Горненский монастырь, что недалеко от Иерусалима, но совсем в другой стороне, чем Назарет. И вот, «в месяц же шестой» ношения младенца Елисаветой «послан бысть Ангел Гавриил от Бога...» И вошел он туда, где жила Богородица, и сказал Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» «Радуйся, Благодатная...» Эти ангельские слова мы повторяем, когда поем: «Богородице, Дево, радуйся!» И когда акафисты читаем: «Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся, Благодатная!» Ангельские слова, впервые сказанные в этот момент. «Благословенна Ты в женах (т.е. между женами)!» «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Как же не смутиться: ангел явился. Любой ангел, если явится — у человека может душа из тела выйти. На некоторых фресках и иконах видно, что ангел старался не смутить, не испугать Пресвятую Богородицу: явиться как-то постепенно, не внезапно, чтобы не было ужаса и страха. Он сказал Ей: «Благословенна Ты между женами! Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, наречешь Ему имя Иисус (то есть «спасающий», Спаситель). Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над Домом Иакова вовеки, и царствию Его не будет конца». Это то, о чем думали все люди до Рождества Христова. О чем скорбели, от чего томились и плакали. Из-за чего душа была в страшной, можно сказать, ужасающей тягости и отчаянии. Весь ветхий мир жил так. И вдруг эти слова сказаны. Кому? Ей, Богоотроковице Марии. Представьте себе, приблизительно четырнадцатилетняя (может быть, ей пятнадцать лет было), но — Богоотроковица, в полном смысле слова! Как у Нее ум мог воспринять такое великое, необычное слово! Откуда у Нее такое понимание?! Да, Она (как говорят некоторые бытописатели) имела желание послужить хотя бы чем-то Той, Которая родит Мессию. И вдруг — Ей Самой говорят эти странные и страшные слова! Как же Она на них реагирует? У нас принято — взять и сказать: «Я недостоин / недостойна...», «Да кто я такой / такая...». Но это ложное, показное (от гордости) смирение. Тебе говорят: «Благословляется!» — и все! Ангел Ей так сказал, а что Она? «Мария же сказала ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?”» Вопрос очень важный, очень серьезный. Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим!» Она молчит и размышляет. Богоотроковица, Мариам Дева без всякой ложной показной позы — смотрит и размышляет. И Ангел Ей помогает, говорит дальше: «Вот Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей. И ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово!» И тогда Мария сказала удивительные слова. Это поразительно, Пресвятая Богородица, это поразительно: как могла Ты сказать эти простые и смиренные слова — не какие-то другие, которые не были бы возможны, как эти! Сказала смиренно и просто: «Се, раба Господня! (как Господь скажет, так и будет). Да будет Мне по Слову твоему!» «И отошел от Нее ангел». Какое удивительное событие, какое многозначительное! Какое страшное и поразительное! Вот — событие Благовещения. Необъяснимое. Непостижимое. Страшное. И кто сумел Ее так воспитать: кто сумел такой ум и такую удивительную силу смирения вложить в эту Богоотроковицу Мариам, Которая сказала: «Я — раба Господня»! И произошло важнейшее событие! Страшное событие Воплощения Сына Божия на земле. Вот именно это Евангельское зачало и читается в сам Праздник Благовещения. А что читается накануне? «Обычное» Богородичное Евангелие, которое мы слышим во все Богородичные праздники и, бывает, теряем понимание, какие тут события описываются и почему о них в эти дни говорится. Читаем: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету». Давайте посмотрим, что толкнуло Богоотроковицу идти в Горнюю страну с поспешностью (по-славянски «со тщанием», то есть, быстро, спешно)? Почему Она пошла? И вот тут мы не можем говорить за кого-то, тем более, моделировать то, что чувствовала Пресвятая Богородица. Пресвятая Богородица, прости нас, но мы хотим приблизиться немного к этому: что произошло в те дни после Благовещения! Размышляя и сознавая это событие, Она не могла усидеть дома: Она хотела с кем-то пообщаться, со своей близкой родственницей. И Она вовсе не хотела рассказать сразу — нет! Если уж Елисавета таилась «месяцев пять» и никому не говорила, так уж, конечно, и Богородица: Она ни в коем случае не хотела никому об этом рассказывать. Божия Матерь просто хотела побыть с кем-то из Своих, из близких. Ей хотелось хотя бы посмотреть на Свою родственницу Елисавету. Может быть, молчаливо поделиться, молчаливо порадоваться Елисавете и Самой вместе порадоваться о том, что произошло. Говорить Она ничего не хотела. И Она пришла в Горнюю страну, вошла в дом Захарии и поприветствовала Елисавету обычным, как мы говорим, приветствием: «Здравствуйте!» И когда Елисавета услышала приветствие Марии, «взыграл младенец во чреве ее»! Вот, мужчины, какими бы они ни были — праведными или преподобными — никогда не смогут этого испытать: только женщины понимают это! Только женщины имеют великую радость ощущать младенца, подрастающего в утробе своей. И «взыграл младенец во чреве ее». Что значит «взыграл»? Значит, начал ручками и ножками шевелить. Как ребенок, когда он уже родился, может ходить, двигаться, прыгать, бегать, когда ему нравится, когда ему хорошо, когда ему весело. Так вот, этот младенец — Иоанн Предтеча — взыграл во чреве, то есть, стал двигаться и выражать свою радость. Почему он начал это делать? Конечно, не потому, что ему захотелось просто подвигаться, а оттого, что совершилось нечто необычное! И читаем об этом дальше: «Елисавета исполнилась Святого Духа...» Какие сильные слова! Не просто так! Святого Духа Елисавета исполнилась! И младенец взыграл не просто так! И Елисавета, когда она ничего не знала и даже ведать не ведала, вдруг Духом Святым сказала удивительные слова: «Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего!» И дальше: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Это пророческое свидетельство, которое произносит Елисавета по вдохновению от Духа Святого. Ничем другим нельзя объяснить это событие. Пришла «Матерь Господа моего ко мне...» Она еще не стала Матерью, но вневременное уже вошло во время. Она еще только-только «неизреченно зачала», а уже названа — впервые, громко, вслух: «Матерь Господа моего»! Это говорит старая беременная женщина маленькой Отроковице! Это надо понять! Как она могла так сказать: «Матерь Господа моего»? «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». И дальше — удивительно по-женски, по-родственному она говорит: «И блаженна Веровавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа...» То есть, «как счастлива Ты, что поверила в то, о чем Тебе сказано от Господа!» Потому что Захария не поверил — и языка лишился! Захария молчит, потому что подверг сомнению сказанное ангелом Божиим. «И сказала Мария» (по-славянски это торжественнее звучит, чем по-русски: «И рече Мариам»). И вот здесь звучит удивительная и тоже боговдохновенная песнь Пресвятой Богородицы, которая поется каждую службу: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...» И дальше на всех всенощных мы припеваем: «Честнейшую Херувим...» А это — Ее слова, слова благодарности, слова торжества, слова пророческие. Потому что призрел на смирение рабы Своей, потому что отныне — вот от этого дня — «будут ублажать Меня все роды», то есть, все народности, все, живущие на земле. Откуда Она знает? А вот откуда: Она говорит Духом Святым. «Потому что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его...» И другие прекрасные и чудные слова здесь поются. Вся девятая песнь всех канонов посвящена этой удивительной, возвышенной песни Самой Пресвятой Богородицы. Заканчивается же это повествование у евангелиста Луки словами: «пребыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой». Почему «трех месяцев»? Во-первых, потому что так Ей хотелось, во-вторых, потому что, как говорят некоторые отцы и преподобные, уже пришло время родиться Иоанну Предтече. А даже до сего дня (я слышал, такое есть правило) беременной тяжело присутствовать при чужих родах. Это трудно переносится. И поэтому Ее отпустили домой. А, может быть, уже и из Назарета звали: с кем-то прислали, что пора Ей уже возвращаться. И Дева Мария пошла в свой дом. 
       И до сего дня после Благовещения икону Пресвятой Богородицы везут из Назарета (а раньше, может быть, и пешком несли) в Горний монастырь — в воспоминание того, как Пресвятая Богородица пришла к Елисавете в Горнюю. И через три месяца эту икону возвращают в Назарет. Это замечательная, прекрасная традиция Святой Земли, радующая, вдохновляющая на молитву, на то, чтобы ярче осознать это событие! 
В Горнем показывают родник, в котором течет очень хорошая вода. Говорят, что именно здесь, с этой самой горки, спускалась к роднику Пресвятая Богородица Дева Мария, и носила воду туда, где стоял дом Елисаветы. 
     Так вот, это Богородичное Евангелие о том, как Пресвятая Дева Мария не могла остаться в доме и пошла к Елизавете, читается каждый раз, на каждый Богородичный праздник. Это — первое восхваление, первое исповедание великого служения Пресвятой Богородицы. И признание Духом Святым, проповедание всему миру того, какое великое дело сотворил Господь, и как Отроковица Мария, Дева Мариам Пречистая смогла сказать такое простое, смиренное слово: «Се, раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему!» Поэтому здесь и не нужна никакая хронология! Да, о Благовещении читается на Литургии, а накануне — то, что было после события. А вот то, что было после — первое прославление Пресвятой Богородицы — может читаться всегда и всеми. Это — торжество удивительного, удивительно женского, женственного, радостнейшего события. Два младенца — Иоанн Креститель и Сам Господь, Ставший плотью — встречаются! Иоанн трепещет, радуется и восхваляет Того, Кого он потом на Иордане сподобится крестить. 
      И вот, это событие, это торжество, эта необъяснимая радость — дело Воплощения Христа на земле — празднуется на Благовещение! Поем, празднуем, ликуем, радуемся этому событию. И душа трепещет, когда читаешь и слышишь эти Евангельские повествования.  
Приветствую всех, «любящих пришествие Его» (это слова апостола Павла), всех православных христиан, с этим дивным событием — Благовещением Пресвятой Богородицы. 
     Да сохранит нас Пресвятая Богородица Своим Небесным заступлением, Своим Покровом Небесным! А особенно тех, кто понимает, кто любит, кто чтит даже маленькие детали, удивительные моменты в истории нашего спасения. Потому что мы должны вместе с Елисаветой воспевать, ощущать и радоваться, как Господь сотворил дело нашего спасения, как Он до наших дней — вот уже две тысячи лет — не отнимает от Назарета Свою благодать. Даже если просто приедешь, встанешь на земле Назарета, то наполнишься и переполнишься благодатью и радостью Пречистой Девы Марии, Которая всем-всем нам сделала то, что никто и никогда не смог сделать. Она стала Матерью Господа Спасителя нашего Иисуса Христа.
    Поздравляю всех с праздником и вместе с вами радуюсь и ликую в день Благовещения Пресвятой Богородицы!


Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/69792.htm
© Православие.Ru


с любовью о Господе, игумения Силуана с сестрами